Здоровье - это главное, всё остальное без него - ничто!
- Подробности
- Создано 28.12.2021 09:01
«Здоровье – это главное, всё остальное без него – ничто!»
Сократ
Правильное питание - одна из важнейших составляющих здорового образа жизни, условие для нормального роста и развития ребенка. Особое значение правильное питание приобретает в младшем школьном возрасте, когда организм активно растет и развивается.
КСОШ №2 – обед на пришкольной оздоровительной площадке – лето 2021г.
Недостаточное, нерациональное питание в этот период может обуславливать серьезные функциональные нарушения и стать причиной развития целого ряда заболеваний.
Начало младшего школьного возраста определяется моментом поступления ребенка в школу. В настоящее время границы этого возраста устанавливаются с 6-7 до 9-10 лет. В этом возрасте продолжается дальнейшее формирование организма (опорно-двигательного аппарата, сердечно-сосудистой, легочной и иммунной систем и т.д.).
Ребенок быстро растет, увеличивается масса его тела, возрастает интенсивность обменных процессов. Активно развивается мозг - формируются новые психические функции, обеспечивающие возможность осуществления учебной деятельности - ведущей в этом возрасте (произвольная регуляция поведения, рефлексия, способность удерживать внимание и т.д.). В этом возрасте особое значение приобретает вопрос организации правильного питания. Оно является одним из важнейших условий сохранения здоровья школьника, обеспечивает его организм необходимой для роста и развития энергией и пластическим материалом. Недостаточное, нерациональное питание в младшем школьном возрасте приводит к отставанию в весе и росте, физическом и психическом развитии, и, как считают специалисты, последствия этого после 13 лет уже не могут быть скорректированы за счет совершенствования рациона.
Хотя в питании ребенка младшего школьного возраста используются те же продукты, что и в питании взрослого человека, количественный их набор, качественное соотношение и режим питания имеет существенные отличия. Так, традиционная формула, показывающая соотношение белков, жиров и углеводов, в которых нуждается взрослый человек 1:1:4, у ребенка имеет вид 1:1:5, поскольку из-за высокой интенсивности обменных процессов он нуждается в гораздо большем количестве энергии. Обязательное условие нормального физического развития ребенка - поступление с пищей животных белков. Вегетарианство, допустимое для взрослого человека, абсолютно неприемлемо для детей, так как белковое голодание приводит к нарушениям физического и умственного развития.
В 9 лет у девочек и в 10 лет у мальчиков наблюдается напряжение желудочного пищеварения. Связано это с гормональными перестройками, происходящими в организме, и может проявляться в форме расстройства работы желудка. Это необходимо учитывать родителям и, по возможности, не давать детям грубую, тяжелую для переваривания пищу (жирную, пережаренную), а также пищу, содержащую много острых приправ, очень кислую и соленую.
Для детей характерна повышенная проницаемость кишечной стенки, где происходят основные процессы переваривания и всасывания пищи. Из-за этого иногда в кровь попадают нерасщепленные белковые молекулы, которые могут вызвать иммунный ответ организма. Вот почему в дошкольном и младшем школьном возрасте у детей часто могут возникать аллергические реакции на поступление в организм той или иной пищи, токсикозы.
Так как у ребенка пища покидает желудок примерно через каждые 4-5 часов, то и перерывы между приемами пищи не должны быть больше этого времени. Обычно для младшего школьника необходимо 4 или 5 приемов пищи. Типовые режимы питания могут меняться в зависимости от образа жизни ребенка, организации его учебной, спортивной и т.д. нагрузок. Однако надо всегда стремиться к тому, чтобы у ребенка выработалась привычка, есть в строго определенные часы.
Для организации рационального питания важно также учитывать многие факторы - национальные традиции питания, климатические, сезонные, экологические условия жизни. Но в основе правильного питания лежит соблюдение 5 принципов - регулярность, разнообразие, адекватность питания, безопасность, а также удовольствие, положительные ощущения, источником которых является пища.
Регулярность. Требование питаться регулярно, соблюдать режим питания, обусловлено важнейшей закономерностью, связанной с деятельностью нашего организма. Все процессы, протекающие в организме, носят ритмичный характер и регулярность - непременное условие эффективного функционирования столь сложной биологической системы, которой является наш организм. Регулярное питание способствует лучшему перевариванию и усваиванию пищи и, по мнению диетологов, - самое простое и самое надежное средство предупреждения заболеваний органов пищеварения. Нерегулярное питание создает дополнительную нагрузку и напряжение для организма, а также благоприятную почву для возникновения различного рода нарушений здоровья не только физического, но психического. Исследования показывают, что у детей, не соблюдающих режим, отмечается более высокий уровень тревожности, утомляемости, у них чаще возникают конфликты со сверстниками, им сложнее учиться.
Разнообразие. Наш организм нуждается в разнообразном пластическом и энергетическом материале. Нехватка питательных веществ способна привести к серьезным сбоям в работе организма. Для того, чтобы обеспечить организм всеми необходимыми для роста и развития веществами, в ежедневном меню ребенка должны быть разные продукты и блюда - мясные, рыбные, молочные, продукты из круп и злаков, фрукты и овощи. Поэтому очень важно с раннего детства формировать у ребенка разнообразный вкусовой "кругозор" так, чтобы ему нравились разнообразные продукты и блюда.
Адекватность. В среднем, в день школьник в возрасте 7-8 лет тратит около 2350 ккал. Однако эта цифра во многом зависит и от образа жизни ребенка. Так, дети, регулярно занимающиеся спортом, могут расходовать ежедневно на 25% калорий больше своих малоподвижных сверстников. Важно, чтобы количество калорий, получаемых ребенком с пищей, соответствовало его энерготратам. По оценке специалистов, регулярное превышение калорийности рациона на 10-15% (несколько "лишних" булочек или конфет) в 3 раза повышает вероятность появления у школьника лишнего веса. Полный ребенок оказывается в группе риска развития различных серьезных заболеваний, в том числе и сердечно-сосудистых.
Безопасность. Основное условие, которое необходимо выполнять, чтобы питание ребенка было безопасным - контроль за сроком годности и условиями хранения продуктов. Обращайте внимание на информацию, приведенную на упаковке - продукт, срок которого истек или истекает, а также неправильно сохраняющийся, может не только потерять свои полезные свойства, но и причинить существенный вред здоровью. Следует с осторожностью предлагать ребенку попробовать экзотические продукты и блюда. Конечно, такой опыт способствует расширению кулинарного "кругозора", но, одновременно, может вызвать аллергическую реакцию.
Удовольствие. Пища не только обеспечивает организм полезными веществами и энергией, но и служит источником положительных ощущений, которые также необходимы нашему организму. Приятные ощущения, которые возникают во время еды, имеют глубокий физиологический смысл, являясь показателем безопасности продукта (неприятный вкус - изначально воспринимается организмом как сигнал тревоги, свидетельствуя об опасности продукта). Формирование культуры здорового питания должно начинаться с самых первых этапов обучения ребенка в школе и продолжаться на протяжении всех лет обучения с учетом возрастного подхода.
Нельзя забывать, что период с 6 до 10 лет является очень важным в развитии всего организма ребенка, это касается и системы зубов малыша. Ротовая полость должна содержаться в чистоте, обратите внимание на то, что в данном возрасте происходит созревание эмали. Плохая гигиена полости рта приводит к стоматологическим заболеваниям. Следует также помнить, что кариозные зубы являются очагами инфекции для всего организма ребенка.
Гастрит, аллергия, нервные расстройства, кожные высыпания, колит, эндокринные заболевания, проблемы с сердцем, заболевания, связанные с печенью, почками и поджелудочной железой, — вот краткий перечень тех проблем, которые несет детскому организму злосчастный кариес.
Зубы и десны должны находиться в здоровом состоянии, только тогда они не станут причиной многочисленных заболеваний, которые начинают развиваться в раннем возрасте. Проникая в организм через ротовую полость, вредные бактерии вызывают патологические изменения в органах ребенка. Поэтому профилактика кариеса и воспаления десен должна стать приоритетной задачей заботливых родителей.
КСОШ №4 – медсестра О.В. Дедова проводит занятие по теме: «Как правильно чистить зубы», закрепляя материал практическими навыками. Пришкольная оздоровительная площадка – лето 2021г.
Имбинская СОШ – медсестра Н.В. Кузина проводит видео-урок по теме: «Как правильно ухаживать за полостью рта, чтобы зубы были здоровыми». Пришкольная оздоровительная площадка – лето 2021г.
Имбинская СОШ – медсестра Н.В. Кузина проводит практическое занятие по теме: «Здоровые зубы». Пришкольная оздоровительная площадка – лето 2021г.
п.Недокура – фельдшер И.А. Климова проводит практическое занятие в детском саду по теме: «Как правильно чистить зубы». Лето 2021г.
д. Яркино – медсестра Л.П. Копылова проводит урок здоровья по темам: «Гигиена рук»; «Здоровые зубы – здоровью любы!»; «Здоровое питание». Осень 2021г.
Здоровое питание - важный фактор нормального развития и здоровья детей.
В статье использованы материалы, разработанные сотрудниками Института возрастной физиологии РАО М.М. Безруких, Т.А. Филипповой, А.Г. Макеевой, фото из личного архива детской районной поликлиники.
НЕДЕЛЯ ЗДОРОВЬЯ – ЗАМЕЧАТЕЛЬНАЯ ТРАДИЦИЯ ШКОЛ!
- Подробности
- Создано 08.04.2021 16:28
О важности правильного образа жизни и занятий спортом говорится детям часто, полезные привычки пропагандируются постоянно. Но сильнее всего мотивирует школьников к движению в направлении ЗОЖ необычная форма мероприятий.
На Неделе здоровья проводятся игровые и познавательные занятия, сочетаются различные виды детской деятельности — всё, что нравится детям.
Например, школьники КСОШ №2 вместе с преподавателями, родителями и медицинским работником отправились на зимнюю рыбалку.
Команда отцов.
Среди видов ловли зимняя рыбалка стоит особняком. Это продиктовано тем, что снасти здесь совершенно другие, условия более суровые и добыча иная. В зависимости от этого, выбирается техника, приманки, наживки. Каждый период имеет нюансы, знание которых — это те самые секреты, что характеризуют удачливого рыбака.
А вот и удачливые рыбаки – семья Баус
Для достижения результата необходимо постоянно перемещаться по льду, бурить много лунок, для чего потребуется сила и выносливость. Экипировка для подледного лова должна быть такой, чтобы все необходимое в нужный момент оказалось под рукой. Здесь нет мелочей, так как условия зимней рыбалки далеки от комфортных.
Зимняя рыбалка, несмотря на непростые условия, бывает увлекательнее летней. Разгадав секреты игры мормышки, ловли на блесну, балансир, научившись сохранять живца, вы сможете насладиться свежим морозным воздухом и порадоваться хорошим уловам.
Команда мам
Азарту - все возрасты покорны…
Главное, что азы зимней рыбалки, правила безопасности на льду ребята получили от самых близких… и запомнят это на всю жизнь. Какой сибиряк не любит зимнюю рыбалку?!
День прошел незаметно… сварили уху, поиграли в спортивные игры, пообщались и в хорошем настроении вернулись домой.
Гигиена девочек
- Подробности
- Создано 11.03.2020 09:18
Гигиена – совокупность практических мер, действий, мероприятий, обеспечивающих сохранение здоровья.
Гигиенические навыки сами не рождаются. Им надо учить ребенка с самого раннего возраста. В особенности важно научить девочку. Ее личная гигиена заключается, прежде всего, в чистоте тела, белья, одежды, обуви, жилища.
Сюда также относится: правильное чередование умственного и физического труда, отдыха, занятия физической культурой, сбалансированное регулярное питание, полноценный сон не менее 8 часов в сутки и т.п.
Соблюдение чистоты тела - является первоочередным в личной гигиене. На поверхности кожных покровов открываются выводные протоки потовых и сальных желез, скапливаются отторгнутые чешуйки поверхностного слоя кожи, пыль, сажа, микроорганизмы. Кожный жир, компоненты пота, чешуйки закупоривают поры и сальные железы, нарушают функции кожи, что является благоприятной питательной средой для микробов. Накопившаяся на коже грязь, разлагаясь, образует неприятно пахнущие и раздражающие кожу вещества, которые могут способствовать развитию кожных заболеваний (гнойничковых, грибковых). Одновременно могут отмечаться снижение объема кожного дыхания и расстройство терморегуляции.
Не реже 1-2 раз в неделю надо мыться теплой водой с мылом и мочалкой. Лучше всего ежедневно принимать душ. Мытье в ванной, с точки зрения гигиены, менее предпочтительно, т.к. человек находится в непроточной воде, загрязненной поступающими в нее с тела микробами, жиром, солями пота, пылью. Поэтому после мытья в ванной необходимо обязательно ополоснуться чистой водой под душем. Соблюдение правил личной гигиены предусматривает контроль над регулярностью мочеиспускания и дефекации.
Как меняется девочка с возрастом, и особенности личной гигиены в этот период?
С взрослением девочки меняется не только ее внешний вид, но и происходят значительные изменения во всем организме. Половое развитие девочки в этот период опережает половое развитие мальчиков и охватывает несколько периодов.
Период полового созревания - начало полового созревания девочки совпадает с началом школьного возраста. Наступление половой зрелости определяется по целому ряду общих признаков. Изменения затрагивают не только внешность, но и эмоции, настроение. Возраст, когда это происходит, у каждой девочки индивидуален - от 8 до 13 лет. Под воздействием половых гормонов внешний облик девочки значительно изменяется. Девочки быстро растут, однако, в отличие от мальчиков, у них заметнее увеличивается верхняя часть туловища, шире становятся бедра, отчего фигура девочки выглядит более округлой. Начинают развиваться молочные железы, они становятся полнее и круглее. При этом темнеют и выдаются вперед соски. Все перечисленные выше изменения свидетельствуют о появлении вторичных половых признаков. Далее, приблизительно через 1,5-2 года от начала полового созревания, происходит очень важное событие. Под воздействием гормонов из яичников начинают ежемесячно "выходить" женские половые клетки - яйцеклетки. С этого момента девочка потенциально может стать матерью. О том, что яичники начали "работать", говорит появление у девочек менструаций. Примерно за год до появления первых менструаций у большинства девушек появляется беловатые выделения из влагалища, которые свидетельствуют о начале действия половых гормонов. Эта жидкость вырабатывается для очищения и увлажнения влагалища. В это время начинают усиленно функционировать сальные железы, в связи, с чем появляется и доставляет некоторые неприятности угревая сыпь на лице, спине или груди.
Первая менструация (менархе) - значительное событие для юной девушки. Она является основным признаком перехода от детства к юности. Менструация - естественный процесс, который отмечает начало пути девушки к полному ее расцвету как женщины и матери. Предвестниками менархе могут быть немотивированные изменения самочувствия, головные боли, головокружение, боли внизу живота, тошнота и др. Регулярный менструальный цикл у большинства девушек устанавливается сразу после первой менструации, но иногда до установления регулярных менструаций проходит 1,5-2 года. Длительность менструального цикла исчисляется от первого дня наступившей менструации до первого дня следующей менструации. Возможны его индивидуальные колебания от 21 до 35 дней, (обычно 28-30 дней). Для того, чтобы узнать длительность своего менструального цикла и контролировать его ритмичность, девочки должны аккуратно записывать дни менструаций, а лучше - заносить дни в менструальный календарь из месяца в месяц.
Во время менструации (критические дни) интимной гигиене следует уделять особое внимание. В эти дни половые органы особенно восприимчивы к инфекции в связи с некоторым снижением защитных сил организма. Кровь - идеальная среда для жизни и размножения бактерий. В это время следует особенно тщательно обмывать наружные половые органы проточной водой с применением различных интимных средств гигиены. Мыться лучше под душем, принимать ванну и посещать баню не следует. Подмываясь, следует направлять струю воды спереди назад. В противном случае во влагалище может попасть микрофлора из заднего прохода: сначала обмывают наружные половые органы, потом кожу бедер и в последнюю очередь - область заднего прохода. Белье надо менять ежедневно.
Во время менструации рекомендуется пользоваться специальными гигиеническими средствами (не реже 4-5 раз в день в сочетании с обмыванием половых органов и бедер 2-3 раза в день).
Во время менструации нельзя делать ничего, что может увеличить кровотечение: загорать, отправляться в поход, прыгать, бегать, есть острую и пряную пищу, употреблять алкоголь, так как эти вещества могут вызвать усиление притока крови к половым органам. Но и нет оснований проводить эти дни в постели. Следует тепло одеваться, избегая охлаждения ног, поясницы, нижней части живота, можно выполнять повседневную работу, лишь слегка уменьшив нагрузку. Также можно ходить на уроки физической культуры, заниматься спортом, если менструации протекают физиологично (безболезненно и необильно).
Девочкам-подросткам, не имеющим менструаций, подмывание наружных половых органов проточной водой следует производить не реже 1 раза в день на ночь.
Соблюдение правил общей и интимной гигиены распространяется и на область груди и подмышечных впадин. В подростковом возрасте активно функционируют потовые железы. При несоблюдении гигиены может произойти их закупорка с последующим появлением очень неприятного запаха. Поэтому два раза в день, утром и вечером, необходимо принимать душ.
Целесообразно утром после душа обрабатывать подмышечные впадины антиперспирантами-дезодорантами.
Факторы, влияющие отрицательно на формирование и развитие организма девочек.
На формирование и развитие всего организма девочек-подростков могут отрицательно влиять некоторые факторы. К ним можно отнести:
1.Неправильный рост скелета у девочек-школьниц приводит к искривлению позвоночника, а это для них гораздо опаснее, чем для мальчиков. Поскольку позвоночник непосредственно сочленяется с тазом, и его искривление неизбежно приводит к нарушению равномерной нагрузки на таз, который со временем изменяет свое положение и форму, что в будущем может привести к всевозможным осложнениям в родах. Этому способствует, с одной стороны, неправильное положение за столом или партой в школе, дома; с другой – длительное пребывание в сидячем положении. Поэтому с первых же дней посещения школы необходимо следить за тем, чтобы девочка сидела за партой и за столом правильно: прямо, не перекашивая плечи, не склоняясь низко над тетрадью или книгой и не упираясь грудью в край стола или парты.
2.Детские инфекционные болезни в школьном возрасте – они способствуют не только общему ослаблению организма, но и могут осложниться стойким поражением некоторых органов (сердца, почек, печени и т.п.), что в последующем, в зрелом возрасте, создает неблагоприятные условия для течения беременности и родов. В связи с этим, предупреждение инфекционных болезней у девочек — одна из главных задач сохранения их здоровья и обеспечения нормального развития.
3. Переутомление школьными и иными дополнительными занятиями и нагрузкой, редкое пребывание на свежем воздухе, гиподинамия. Особое значение приобретает правильный распорядок дня. Необходимо разумно чередовать занятия в школе, домашнее приготовление уроков с отдыхом, играми, пребыванием на свежем воздухе.
4. Перегрузки детского организма физической работой - нельзя девочку перегружать физической работой. Начиная с первого класса, ее необходимо приучать к некоторым обязанностям, выполняемым в порядке помощи взрослым: убирать и мыть посуду, заметать полы, вытирать мебель, самостоятельно убирать свои вещи и следить за их состоянием (пришить оторвавшуюся пуговицу, почистить обувь и пр.). В старших классах круг обязанностей девочек постепенно должен расширяться. Вместе с тем, нельзя допускать, чтобы девочка выполняла тяжелую физическую работу, в особенности связанную с поднятием и переноской тяжелых предметов и пребыванием в неудобном согнутом положении, с длительным нахождением на холоде и т. д.
5.Недостаточное, малокалорийное и однообразное питание – отрицательно влияет на развитие организма девочки. Поэтому питание детей школьного возраста вообще и девочек, в частности, должно быть высококалорийным, разнообразным и богатым витаминами.
Вывод:
Соблюдение правил личной гигиены, ведение здорового образа жизни, исключение ранних и тем более беспорядочных половых связей помогут девочке-подростку благополучно достичь физиологической, психологической и социальной зрелости, а в будущем иметь здоровых детей и на долгие годы сохранить здоровье.
Статья подготовлена на основе материала врача-гинеколога И.В.Ермаковой КГБУЗ «Красноярский краевой клинический центр охраны материнства и детства», фото из свободных источников.
Современная чума - снюс!!!
- Подробности
- Создано 28.11.2019 12:12
Уважаемые родители! Вам необходимо знать и своевременно реагировать!
Распространяется новый вид никотиновых наркотиков, безумно популярный в современной школьной среде. Позиционируют его как более сильную и безопасную альтернативу сигаретам: отсутствие запаха, доступность в цене, привлекательную упаковку, к тому же обладает разными вкусами и формой подачи. Некоторые его разновидности замаскированы под леденцы, мармелад и даже зубочистки.
Имя современной чуме - снюс. По большому счету, новый жевательный или сосательный табак снюс – аналог насвая, который молниеносно формирует у человека острую зависимость. Среднее содержание никотина в обычной сигарете составляет около 1 мг, для сравнения - содержание никотина в 1 пакетике или леденце снюса в среднем от 10 до 100 мг. Простая арифметика, получается, что в одном пакетике крепкого снюса содержится никотина, как в 3 пачках сигарет. В средней упаковке снюса — 13 пакетиков, что по содержанию никотина сопоставимо 29 пачкам сигарет. Смертельная доза никотина для каждого человека индивидуальна и рассчитывается в зависимости от организма, средний показатель — это 1 мг на 1 кг веса.
Главные потребители снюса — школьники, средний вес ребенка, к примеру 40 кг, то смертельная доза никотина для него будет равна 40 мг, теперь возвращаемся к снюсам и сигаретам, чтобы получить смертельную дозу от сигарет, подростку нужно выкурить 40 сигарет разом, что не возможно в принципе, а вот со снюсом чтобы получить такую дозу может хватить и 1 маленького пакетика, одного леденца, одной мармеладины!!!!!
В России уже зарегистрированы летальные (смертельные!) последствия!
Основным компонентом снюса является табак, содержащий наркотик- никотин. Как и во время курения, при сосании табака эффект аналогичный — происходит проникновение никотина в кровь. В этом и есть сходство бездымного табака с дымным, только никотиновая зависимость наступает значительно быстрее.
- Соприкасаясь со слизистой ротовой полости, сосательный табак может провоцировать её дегенеративные изменения. Это может привести не только к появлению язв на губах и дёснах, но и к онкологии.
- Вызывает характерное пожелтение эмали и кариес. Как следствие — потеря зубов.
- Воспаление дёсен.
Стремительное развитие кариеса вследствие употребления снюса.
- Провоцирует расстройство желудка из-за попадания в него табачной слюны. У одних наблюдается потеря аппетита, в то время как у других бывают случаи переедания. Но это не самое страшное.
- Может спровоцировать рак желудка.
- Рак кишечника.
- Рак простаты у мужчин.
- Расслабление лицевых мышц (в тяжёлых случаях вплоть до полной их атрофии).
- Перепады настроения (безразличие, агрессия).
Но это вещество опасно не только в момент его употребления здесь и сейчас — это бомба замедленного действия. Применение снюса провоцирует такие заболевания:
- артериальная гипертензия (повышение артериального давления);
- ишемическая болезнь сердца;
- нарушения ритма и проводимости сердца до асистолии (Асистоли́я - состояние, при котором сердце перестает сокращаться, из-за чего происходит остановка кровообращения - смерть);
- сердечная недостаточность;
- инфаркт миокарда;
- воспалительное поражение десен (гингивит) и слизистой оболочки рта (стоматит);
- обнажение корня зуба вблизи места регулярного закладывания снюса;
- кариес;
- ослабление иммунной системы;
- заболевания желудочно-кишечного тракта;
- ухудшение состояния кожи и ее придатков;
- повышает шансы онкологических образований слизистой рта, желудка и печени;
- снижение потенции у мужчин (половая слабость в результате нарушения кровообращения в области малого таза)
- ангиоспазм – уменьшение просвета артерий, в результате чего нарушается полноценный кровоток головного мозга может привести к кислородному голоданию мозга и развитию нарушений нервного характера, спровоцировать кровоизлияние в мозг (инсульт).
Снюс – механизм действия.
По своему действию снюс – наркотик-психостимулятор. При рассасывании или жевании никотин из табачной смеси впитывается через слизистые ротовой полости в кровь и попадает вместе со слюной в желудок, где через стенки желудка тоже попадает в кровоток. Кровь быстро разносит наркотик по всему организму, и никотин попадает в головной мозг. Там он блокирует m-холиновые рецепторы мозга, что приводит к выбросу адреналина и глюкозы в кровь. Именно они формируют наркотическое действие снюса:
- Адреналин сужает сосуды и ускоряет сердцебиение, повышает мышечный тонус, стимулирует работу центральной нервной системы: вызывает чувство бодрости, но при этом приводит к нервному перевозбуждению с чувством тревожности и смутного беспокойства.
- Глюкоза провоцирует повышение уровня «гормона удовольствия» дофамина – поэтому при употреблении снюса человек ощущает наслаждение. Но при резком выбросе глюкозы активно вырабатывается
инсулин – гормон, который регулирует ее уровень в крови. Он связывает сахар – и его уровень становится еще ниже, чем был до приема никотина. Такие резкие перепады уровня глюкозы провоцируют стресс, раздражительность и тревожность, а также усталость после окончания действия никотина, резкое снижение глюкозы провоцирует потерю сознания.
При появлении симптомов интоксикации необходимо оценить тяжесть состояния человека и вызывать скорую медицинскую помощь. Нельзя исключать вероятность летального (смертельного!) исхода, особенно у детей, их неокрепший организм попросту не выдерживает таких огромных доз никотина. Вот признаки интоксикации снюсом:
- головокружение;
- головная боль;
- тахикардия (учащение пульса) с гипертензией (повышение артериального давления);
- брадикардия с гипотонией – урежение пульса и снижение давления говорят о токсическом поражении центров сердечно-сосудистой регуляции, опасный прогностический признак;
- выделение чрезмерного количества слюны;
- тошнота и рвота;
- одышка;
- бледность, покраснение и в конце – цианоз (синеватый оттенок) кожи;
- интенсивные боли в животе;
- тремор (дрожь) в конечностях;
- судорожный синдром;
- изменение размеров зрачка;
- угнетение сознания – ступор, сопор, обморок, кома.
С точки зрения физического и психологического привыкания жевательный табак чрезвычайно опасен. А излечиться от такой зависимости очень трудно. Поэтому снюс можно поставить в один ряд с наркотической, с табачной и алкогольной зависимостью. Риски при приеме снюса чрезвычайно велики и их сложно преуменьшить.
НАПОМИНАЕМ, что мы против распространения, продажи и приема психоактивных веществ.
Незаконное производство, сбыт, пересылку наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов и незаконные сбыт и пересылку растений, содержащих наркотические средства /психотропные вещества карается в соответствии с законом 228.1 УК РФ.
Пропаганда наркотических средств, психотропных веществ или их прекурсоров, растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры, и их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры, новых потенциально опасных психоактивных веществ карается в соответствии с законом КоАП РФ Статья 6.13."
Информация подготовлена с использованием материала и фото из открытых источников.
Основы питания школьника
- Подробности
- Создано 24.10.2019 09:12
Рекомендации врачей для родителей, педагогов, психологов, школьников.
ОСНОВЫ РАЦИОНАЛЬНОГО ПИТАНИЯ
Цель: Предоставить родителям, педагогам, психологам знания об избыточной массе тела и ожирение у детей.
Задача: Применение родителями, педагогами, психологами полученных знаний об избыточной массе тела и ожирении детей.
Принципы рационального питания:
- Питание должно быть максимально разнообразным и включать все основные группы пищевых продуктов: мясо, рыбу, молоко, молочные продукты, яйца, фрукты, овощи, крупы, хлеб, пищевые жиры, сладости;
- Энергетическая ценность рациона питания должна соответствовать энерготратам ребенка, критерием чего служит динамика роста и веса;
- Оптимизация жирового компонента рациона, заключающаяся в ограничении общего количества жира и снижение квоты насыщенных жиров (сало, говяжий, бараний жир) и повышение доли полиненасыщенных жирных кислот, источником которых являются рыба, растительные масла;
- Ограничение поваренной соли, физиологическая потребность в которой составляет не более 5 г.;
- Соблюдение сбалансированности полисахаридов (круп, макарон, хлеба) и сахаров (сладостей), включение в рацион неперевариваемых полисахаридов (пищевых волокон), содержащихся в овощах, фруктах, зелени, крупах;
- Необходимо шире использовать в рационе разнообразные плоды и овощи, источники витаминов, микроэлементов – капуста, лук, зелень, клюква, шиповник, цитрусовые;
- Блюда следует готовить в отварном, тушеном, запеченном виде, избегая обжаривания.
Пищевые волокна:
- Уменьшают всасывание углеводов в кишечнике;
- Подавляют всасывание некоторых жирных кислот в кишечнике;
- Стимулируют перистальтику кишечника;
- Повышают чувство сытости.
Предпочтительно употребление цельнозерновых продуктов. Цельное зерно — ценный источник белка, сложных углеводов, клетчатки, витаминов группы B и минеральных веществ. К цельнозерновым относятся пшеница, рожь, овес, кукуруза, бурый или коричневый рис, черный (дикий) рис, просо, перловка, бобовые - чечевица, фасоль, нут, горох и другие.
Помните, что мука высших сортов, из которой производится большая часть хлебобулочных продуктов — это не что иное, как чистый крахмал, выделенный из зерна.
Целое семейство незаменимых полиненасыщенных жирных кислот, не вырабатываемых человеческим организмом, поступает в него только с пищей. Источником их является рыба, растительные масла. Дефицит полиненасыщенных жирных кислот вызывает различные патологические состояния организма.
Омега 3-дефицит вызывает:
- Снижение остроты зрения;
- Шелушение, сухость, покраснение, кожи, развитие дерматитов;
- Замедление роста у детей;
- Ухудшение способности к обучению;
- Снижение физической выносливости;
- Синдром хронической усталости, депрессия;
- Увеличение количества простудных заболеваний;
- Увеличение воспалительные процессов, боли в суставах;
- Повышение уровня ТГ (триглицеридов) и ЛПНП (липопротеидов низкой плотности);
- Ухудшение функции сердечной мышцы;
Ошибки в питании детей школьного возраста:
- Не регулярное, редкое питание с перерывами более 3–4 часов;
- Отсутствие домашнего завтрака;
- Частое употребление острых блюд, консервированных продуктов, маринадов, копченостей, солений;
- Однообразное питание;
- Употребление некачественных продуктов при этом этикетки продуктов не изучаются;
- Малоподвижный образ жизни;
- Низкое содержание пищевых волокон (овощей и фруктов) в рационе.
Черный список продуктов:
- Все сладкие напитки;
- Все продукты, содержащие маргарин, кондитерский жир;
- Плавленый сыр, колбасные изделия, продукты копчения;
- Чипсы, фастфуд;
- Манная крупа;
- Полуфабрикаты;
- Майонез, кетчуп;
- Наваристые бульоны.
Рекомендуемые типовые режимы питания для школьников схематично можно представить так:
Для учащихся I смены:
7:00–7:15 – завтрак дома;
11:00–12:00 – горячий завтрак в школе;
14:30-15:30 – обед дома (или в школе для учащихся групп продленного дня);
19:30-20:00 - ужин дома.
Для учащихся II смены:
8:00–8:30 – завтрак;
12:30–13:00 – обед дома (перед уходом в школу);
16:00-16:30 - горячее питание в школе;
19:30-20:00 - ужин дома.
Распределение продуктов и калорийности пищи в течение суток:
завтрак – 25%,
обед – 35-40%,
горячее питание в школе – 10-15%,
ужин – 25%.
Калорийность рациона школьника должна быть следующей:
7-10 лет – 2400 ккал,
14-17лет – 2600 ккал.
Очень важно обеспечить разнообразие рациона школьника, следить за тем, чтобы одни и те же блюда не повторялись в течение дня, а в течение недели не более 2-3 раз.
Сегодня меньше пяти процентов учащихся младших классов могут считаться абсолютно здоровыми. При этом самочувствие школьников стремительно ухудшается. Этому способствует значительное увеличение нагрузки на детей в школе и дома: физической, интеллектуальной, психоэмоциональной. При этом дети мало бывают на свежем воздухе, недостаточно двигаются и спят. Наблюдения показали, что дети, получающие горячее питание в условиях школы, меньше устают, у них на более длительный срок сохраняется высокий уровень работоспособности и выше успеваемость. В связи с этим в задачу медицинского и педагогического персонала школы входит добиваться 100% охвата школьников горячими завтраками и обедами.
Обязательно ли детям есть первые блюда?
Употребление только второго блюда не вызывает достаточного отделения желудочного сока, пища долгое время задерживается в пищеварительном канале, подвергается брожению, раздражает слизистую оболочку. С течением времени такое неправильное питание приводит к болезненным изменениям в аппарате пищеварения. Кроме того следует приучать ребенка в школьной столовой есть, не спеша, хорошо пережевывая пищу и не занимаясь во время еды посторонними делами.
По каким признакам можно определить, что ребенок стал питаться более правильно?
Главными непосредственными проявлениями эффекта дополненного питания являются улучшение настроения и повышение активности детей, исчезновение жалоб на утомляемость и головные боли, повышение внимания, памяти и успеваемости в школе, снижение уровня конфликтности в поведении.
Правильная организация питания школьников поможет в решении очень многих проблем, возникающих именно в подростковый период.
В подростковом периоде особенно важно обеспечить организм всеми ресурсами не только для роста и развития, но также для всевозрастающих нагрузок в школе и полового созревания.
При организации питания в школах следует иметь в виду основные медико-биологические требования:
- школьный рацион подростка должен состоять из завтрака и обеда и обеспечивать 25% и 35% суточной потребности соответственно;
- по содержанию белков, жиров, углеводов, витаминов, минеральных солей и микроэлементов завтрак и обед в сумме должны обеспечивать 55-60% рекомендуемых суточных физиологических норм потребности.
Школьное питание должно быть щадящим как по способу приготовления (ограничение жареных блюд), так и по своему химическому составу (ограничение синтетических пищевых добавок, соли, специй и др.).
К сожалению, выполнение всех требований к питанию детей и подростков современной школой не представляется возможным. Кроме того, невозможно учесть индивидуальные особенности каждого подростка. Поэтому многое в этом направлении должны сделать сами дети и их родители.
Выводы:
Рациональное питание – залог здоровья и фактор во многом определяющий активное долголетие.
Питание школьника зачастую не соответствует правилам рационального питания, в связи, с чем заслуживает особого контроля со стороны родителей и коррекции с организацией горячего питания в школе со стороны директора школы.
Материал предоставлен КГБУЗ «Красноярский краевой Центр медицинской профилактики».
Статья подготовлена докторами-педагогами КГМУ им. профессора
В.Ф. Войно-Ясенецкого: Е.А. Демко, А.В. Гордиец, О.В. Цимбаловой.
Фото из открытых источников и личного архива детской поликлиники КГБУЗ «Кежемская РБ».