Основы питания школьника
Рекомендации врачей для родителей, педагогов, психологов, школьников.
ОСНОВЫ РАЦИОНАЛЬНОГО ПИТАНИЯ
Цель: Предоставить родителям, педагогам, психологам знания об избыточной массе тела и ожирение у детей.
Задача: Применение родителями, педагогами, психологами полученных знаний об избыточной массе тела и ожирении детей.
Принципы рационального питания:
- Питание должно быть максимально разнообразным и включать все основные группы пищевых продуктов: мясо, рыбу, молоко, молочные продукты, яйца, фрукты, овощи, крупы, хлеб, пищевые жиры, сладости;
- Энергетическая ценность рациона питания должна соответствовать энерготратам ребенка, критерием чего служит динамика роста и веса;
- Оптимизация жирового компонента рациона, заключающаяся в ограничении общего количества жира и снижение квоты насыщенных жиров (сало, говяжий, бараний жир) и повышение доли полиненасыщенных жирных кислот, источником которых являются рыба, растительные масла;
- Ограничение поваренной соли, физиологическая потребность в которой составляет не более 5 г.;
- Соблюдение сбалансированности полисахаридов (круп, макарон, хлеба) и сахаров (сладостей), включение в рацион неперевариваемых полисахаридов (пищевых волокон), содержащихся в овощах, фруктах, зелени, крупах;
- Необходимо шире использовать в рационе разнообразные плоды и овощи, источники витаминов, микроэлементов – капуста, лук, зелень, клюква, шиповник, цитрусовые;
- Блюда следует готовить в отварном, тушеном, запеченном виде, избегая обжаривания.
Пищевые волокна:
- Уменьшают всасывание углеводов в кишечнике;
- Подавляют всасывание некоторых жирных кислот в кишечнике;
- Стимулируют перистальтику кишечника;
- Повышают чувство сытости.
Предпочтительно употребление цельнозерновых продуктов. Цельное зерно — ценный источник белка, сложных углеводов, клетчатки, витаминов группы B и минеральных веществ. К цельнозерновым относятся пшеница, рожь, овес, кукуруза, бурый или коричневый рис, черный (дикий) рис, просо, перловка, бобовые - чечевица, фасоль, нут, горох и другие.
Помните, что мука высших сортов, из которой производится большая часть хлебобулочных продуктов — это не что иное, как чистый крахмал, выделенный из зерна.
Целое семейство незаменимых полиненасыщенных жирных кислот, не вырабатываемых человеческим организмом, поступает в него только с пищей. Источником их является рыба, растительные масла. Дефицит полиненасыщенных жирных кислот вызывает различные патологические состояния организма.
Омега 3-дефицит вызывает:
- Снижение остроты зрения;
- Шелушение, сухость, покраснение, кожи, развитие дерматитов;
- Замедление роста у детей;
- Ухудшение способности к обучению;
- Снижение физической выносливости;
- Синдром хронической усталости, депрессия;
- Увеличение количества простудных заболеваний;
- Увеличение воспалительные процессов, боли в суставах;
- Повышение уровня ТГ (триглицеридов) и ЛПНП (липопротеидов низкой плотности);
- Ухудшение функции сердечной мышцы;
Ошибки в питании детей школьного возраста:
- Не регулярное, редкое питание с перерывами более 3–4 часов;
- Отсутствие домашнего завтрака;
- Частое употребление острых блюд, консервированных продуктов, маринадов, копченостей, солений;
- Однообразное питание;
- Употребление некачественных продуктов при этом этикетки продуктов не изучаются;
- Малоподвижный образ жизни;
- Низкое содержание пищевых волокон (овощей и фруктов) в рационе.
Черный список продуктов:
- Все сладкие напитки;
- Все продукты, содержащие маргарин, кондитерский жир;
- Плавленый сыр, колбасные изделия, продукты копчения;
- Чипсы, фастфуд;
- Манная крупа;
- Полуфабрикаты;
- Майонез, кетчуп;
- Наваристые бульоны.
Рекомендуемые типовые режимы питания для школьников схематично можно представить так:
Для учащихся I смены:
7:00–7:15 – завтрак дома;
11:00–12:00 – горячий завтрак в школе;
14:30-15:30 – обед дома (или в школе для учащихся групп продленного дня);
19:30-20:00 - ужин дома.
Для учащихся II смены:
8:00–8:30 – завтрак;
12:30–13:00 – обед дома (перед уходом в школу);
16:00-16:30 - горячее питание в школе;
19:30-20:00 - ужин дома.
Распределение продуктов и калорийности пищи в течение суток:
завтрак – 25%,
обед – 35-40%,
горячее питание в школе – 10-15%,
ужин – 25%.
Калорийность рациона школьника должна быть следующей:
7-10 лет – 2400 ккал,
14-17лет – 2600 ккал.
Очень важно обеспечить разнообразие рациона школьника, следить за тем, чтобы одни и те же блюда не повторялись в течение дня, а в течение недели не более 2-3 раз.
Сегодня меньше пяти процентов учащихся младших классов могут считаться абсолютно здоровыми. При этом самочувствие школьников стремительно ухудшается. Этому способствует значительное увеличение нагрузки на детей в школе и дома: физической, интеллектуальной, психоэмоциональной. При этом дети мало бывают на свежем воздухе, недостаточно двигаются и спят. Наблюдения показали, что дети, получающие горячее питание в условиях школы, меньше устают, у них на более длительный срок сохраняется высокий уровень работоспособности и выше успеваемость. В связи с этим в задачу медицинского и педагогического персонала школы входит добиваться 100% охвата школьников горячими завтраками и обедами.
Обязательно ли детям есть первые блюда?
Употребление только второго блюда не вызывает достаточного отделения желудочного сока, пища долгое время задерживается в пищеварительном канале, подвергается брожению, раздражает слизистую оболочку. С течением времени такое неправильное питание приводит к болезненным изменениям в аппарате пищеварения. Кроме того следует приучать ребенка в школьной столовой есть, не спеша, хорошо пережевывая пищу и не занимаясь во время еды посторонними делами.
По каким признакам можно определить, что ребенок стал питаться более правильно?
Главными непосредственными проявлениями эффекта дополненного питания являются улучшение настроения и повышение активности детей, исчезновение жалоб на утомляемость и головные боли, повышение внимания, памяти и успеваемости в школе, снижение уровня конфликтности в поведении.
Правильная организация питания школьников поможет в решении очень многих проблем, возникающих именно в подростковый период.
В подростковом периоде особенно важно обеспечить организм всеми ресурсами не только для роста и развития, но также для всевозрастающих нагрузок в школе и полового созревания.
При организации питания в школах следует иметь в виду основные медико-биологические требования:
- школьный рацион подростка должен состоять из завтрака и обеда и обеспечивать 25% и 35% суточной потребности соответственно;
- по содержанию белков, жиров, углеводов, витаминов, минеральных солей и микроэлементов завтрак и обед в сумме должны обеспечивать 55-60% рекомендуемых суточных физиологических норм потребности.
Школьное питание должно быть щадящим как по способу приготовления (ограничение жареных блюд), так и по своему химическому составу (ограничение синтетических пищевых добавок, соли, специй и др.).
К сожалению, выполнение всех требований к питанию детей и подростков современной школой не представляется возможным. Кроме того, невозможно учесть индивидуальные особенности каждого подростка. Поэтому многое в этом направлении должны сделать сами дети и их родители.
Выводы:
Рациональное питание – залог здоровья и фактор во многом определяющий активное долголетие.
Питание школьника зачастую не соответствует правилам рационального питания, в связи, с чем заслуживает особого контроля со стороны родителей и коррекции с организацией горячего питания в школе со стороны директора школы.
Материал предоставлен КГБУЗ «Красноярский краевой Центр медицинской профилактики».
Статья подготовлена докторами-педагогами КГМУ им. профессора
В.Ф. Войно-Ясенецкого: Е.А. Демко, А.В. Гордиец, О.В. Цимбаловой.
Фото из открытых источников и личного архива детской поликлиники КГБУЗ «Кежемская РБ».