Основы питания школьника

Создано 24.10.2019

Рекомендации врачей для родителей, педагогов, психологов, школьников.

ОСНОВЫ РАЦИОНАЛЬНОГО ПИТАНИЯ

Цель: Предоставить родителям, педагогам, психологам знания об избыточной массе тела и ожирение у детей.

Задача: Применение родителями, педагогами, психологами полученных знаний об избыточной массе тела и ожирении детей.

Принципы рационального питания:

  1. Питание должно быть максимально разнообразным и включать все основные группы пищевых продуктов: мясо, рыбу, молоко, молочные продукты, яйца, фрукты, овощи, крупы, хлеб, пищевые жиры, сладости;
  2. Энергетическая ценность рациона питания должна соответствовать энерготратам ребенка, критерием чего служит динамика роста и веса;
  3. Оптимизация жирового компонента рациона, заключающаяся в ограничении общего количества жира и снижение квоты насыщенных жиров (сало, говяжий, бараний жир) и повышение доли полиненасыщенных жирных кислот, источником которых являются рыба, растительные масла;
  4. Ограничение поваренной соли, физиологическая потребность в которой составляет не более 5 г.;
  5. Соблюдение сбалансированности полисахаридов (круп, макарон, хлеба) и сахаров (сладостей), включение в рацион неперевариваемых полисахаридов (пищевых волокон), содержащихся в овощах, фруктах, зелени, крупах;
  6. Необходимо шире использовать в рационе разнообразные плоды и овощи, источники витаминов, микроэлементов – капуста, лук, зелень, клюква, шиповник, цитрусовые;
  7. Блюда следует готовить в отварном, тушеном, запеченном виде, избегая обжаривания.

Пищевые волокна:

  1. Уменьшают всасывание углеводов в кишечнике; 
  2. Подавляют всасывание некоторых жирных кислот в кишечнике; 
  3. Стимулируют перистальтику кишечника;
  4. Повышают чувство сытости.

Предпочтительно употребление цельнозерновых продуктов. Цельное зерно — ценный источник белка, сложных углеводов, клетчатки, витаминов группы B и минеральных веществ. К цельнозерновым относятся пшеница, рожь, овес, кукуруза, бурый или коричневый рис, черный (дикий) рис, просо, перловка, бобовые - чечевица, фасоль, нут, горох и другие. 

Помните, что мука высших сортов, из которой производится большая часть хлебобулочных продуктов — это не что иное, как чистый крахмал, выделенный из зерна. 

Целое семейство незаменимых полиненасыщенных жирных кислот, не вырабатываемых человеческим организмом, поступает в него только с пищей. Источником их является рыба, растительные масла. Дефицит полиненасыщенных жирных кислот вызывает различные патологические состояния организма. 

Омега 3-дефицит вызывает: 

  • Снижение остроты зрения;
  • Шелушение, сухость, покраснение, кожи, развитие дерматитов;
  • Замедление роста у детей;
  • Ухудшение способности к обучению;
  • Снижение физической выносливости;
  • Синдром хронической усталости, депрессия;
  • Увеличение количества простудных заболеваний;
  • Увеличение воспалительные процессов, боли в суставах;
  • Повышение уровня ТГ (триглицеридов) и ЛПНП (липопротеидов низкой плотности);
  • Ухудшение функции сердечной мышцы;

Ошибки в питании детей школьного возраста: 

  • Не регулярное, редкое питание с перерывами более 3–4 часов; 
  • Отсутствие домашнего завтрака; 
  • Частое употребление острых блюд, консервированных продуктов, маринадов, копченостей, солений; 
  • Однообразное питание; 
  • Употребление некачественных продуктов при этом этикетки продуктов не изучаются;
  • Малоподвижный образ жизни; 
  • Низкое содержание пищевых волокон (овощей и фруктов) в рационе. 

Черный список продуктов:

  1. Все сладкие напитки;
  2. Все продукты, содержащие маргарин, кондитерский жир;
  3. Плавленый сыр, колбасные изделия, продукты копчения;
  4. Чипсы, фастфуд;
  5. Манная крупа;
  6. Полуфабрикаты;
  7. Майонез, кетчуп;
  8. Наваристые бульоны.

Рекомендуемые типовые режимы питания для школьников схематично можно представить так: 

Для учащихся I смены: 

7:00–7:15 – завтрак дома;

11:00–12:00 – горячий завтрак в школе;

14:30-15:30 – обед дома (или в школе для учащихся групп продленного дня);

19:30-20:00 - ужин дома.

Для учащихся II смены: 

8:00–8:30 – завтрак;

12:30–13:00 – обед дома (перед уходом в школу);

16:00-16:30 - горячее питание в школе;

19:30-20:00 - ужин дома.

Распределение продуктов и калорийности пищи в течение суток: 

завтрак – 25%, 

обед – 35-40%, 

горячее питание в школе – 10-15%,

ужин – 25%. 

Калорийность рациона школьника должна быть следующей: 

7-10 лет – 2400 ккал, 

14-17лет – 2600 ккал. 

Очень важно обеспечить разнообразие рациона школьника, следить за тем, чтобы одни и те же блюда не повторялись в течение дня, а в течение недели не более 2-3 раз. 

Сегодня меньше пяти процентов учащихся младших классов могут считаться абсолютно здоровыми. При этом самочувствие школьников стремительно ухудшается. Этому способствует значительное увеличение нагрузки на детей в школе и дома: физической, интеллектуальной, психоэмоциональной. При этом дети мало бывают на свежем воздухе, недостаточно двигаются и спят. Наблюдения показали, что дети, получающие горячее питание в условиях школы, меньше устают, у них на более длительный срок сохраняется высокий уровень работоспособности и выше успеваемость. В связи с этим в задачу медицинского и педагогического персонала школы входит добиваться 100% охвата школьников горячими завтраками и обедами.

Обязательно ли детям есть первые блюда? 

Употребление только второго блюда не вызывает достаточного отделения желудочного сока, пища долгое время задерживается в пищеварительном канале, подвергается брожению, раздражает слизистую оболочку. С течением времени такое неправильное питание приводит к болезненным изменениям в аппарате пищеварения. Кроме того следует приучать ребенка в школьной столовой есть, не спеша, хорошо пережевывая пищу и не занимаясь во время еды посторонними делами. 

По каким признакам можно определить, что ребенок стал питаться более правильно? 

Главными непосредственными проявлениями эффекта дополненного питания являются улучшение настроения и повышение активности детей, исчезновение жалоб на утомляемость и головные боли, повышение внимания, памяти и успеваемости в школе, снижение уровня конфликтности в поведении. 

Правильная организация питания школьников поможет в решении очень многих проблем, возникающих именно в подростковый период.

В подростковом периоде особенно важно обеспечить организм всеми ресурсами не только для роста и развития, но также для всевозрастающих нагрузок в школе и полового созревания. 

При организации питания в школах следует иметь в виду основные медико-биологические требования: 

  • школьный рацион подростка должен состоять из завтрака и обеда и обеспечивать 25% и 35% суточной потребности соответственно;
  • по содержанию белков, жиров, углеводов, витаминов, минеральных солей и микроэлементов завтрак и обед в сумме должны обеспечивать 55-60% рекомендуемых суточных физиологических норм потребности.

Школьное питание должно быть щадящим как по способу приготовления (ограничение жареных блюд), так и по своему химическому составу (ограничение синтетических пищевых добавок, соли, специй и др.). 

К сожалению, выполнение всех требований к питанию детей и подростков современной школой не представляется возможным. Кроме того, невозможно учесть индивидуальные особенности каждого подростка. Поэтому многое в этом направлении должны сделать сами дети и их родители. 

Выводы: 

Рациональное питание – залог здоровья и фактор во многом определяющий активное долголетие.

Питание школьника зачастую не соответствует правилам рационального питания, в связи, с чем заслуживает особого контроля со стороны родителей и коррекции с организацией горячего питания в школе со стороны директора школы.

 

Материал предоставлен КГБУЗ «Красноярский краевой Центр медицинской профилактики».

Статья подготовлена докторами-педагогами КГМУ им. профессора

В.Ф. Войно-Ясенецкого: Е.А. Демко, А.В. Гордиец, О.В. Цимбаловой.

Фото из открытых источников и личного архива детской поликлиники КГБУЗ «Кежемская РБ».