ПОЛОВОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ (для родителей, педагогов, психологов)

Создано 11.03.2020

План

  1. 1. Половое воспитание. 
  2. 2. Основные положения для проведения полового воспитания.
  3. 3. Анатомо-физиологические особенности развития девочек и мальчиков.
  4. 4. Выводы.

Цель: Предоставить родителям, педагогам, психологам необходимые знания о половом воспитании детей и подростков.

Задача: Обозначить важность применения родителями, педагогами, психологами полученных знаний в половом воспитании детей и подростков.

Половое воспитание — это система медико-педагогических мер по воспитанию у родителей, детей, подростков и молодёжи правильного отношения к вопросам пола. Это достаточно широкое направление, куда включается вопросы стиля одежды и манер поведения мальчиков и девочек, мужчин и женщин, их взаимоотношений и прав, в какие игры играть, как разговаривать и чем увлекаться.

Древнегреческий миф:

Когда-то на свете не было мужчин и женщин, а жили и процветали на земле сросшиеся двуполые существа – андрогинны. Красоты они были изумительной, доброты необычайной, а самое главное, они обладали огромной силой, которая из года в год умножалась. Сила андрогиннов привлекла внимание самого Зевса, который, опасаясь, что они когда-нибудь дерзнут посягнуть на трон богов, рассек их пополам. Каждая половина устремилась к другой: они обнимали друг друга, сплетались между собой, стремились срастись и вновь стать одним целым. Зевс, видя это стремление, смешал все половинки и, чтобы они не смогли найти друг друга, раскидал их по всему белому свету. С тех пор эти половинки ищут друг друга. Половое воспитание рассматривается как процесс, доступный любому возрасту, не представляющий трудностей, или очень интимный, который невозможно осуществлять в широком кругу.

Задача полового воспитания - из мальчика воспитать мужчину, а девочке благополучно вырасти в счастливую и успешную женщину. Конкретнее, это задача, чтобы мальчики осознавали себя мальчиками, а девочки - девочками, чтобы у них была правильная половая ориентация и чтобы они во взаимоотношениях мужчина - женщина адекватно себя вели.

На протяжении последнего десятилетия взгляды на половое воспитание стали ещё более противоречивыми. Все согласны с необходимостью вырабатывать у детей правильное отношение к половым вопросам, однако у каждого свое мнение о том, чему следует обучать, где и кто должен этим заниматься.

И все-таки задачи основные  следующие:

  • способствовать гармоничному развитию подрастающего поколения;
  • полноценному формированию детородной функции;
  • содействовать укреплению брака и семьи.

Этапы полового воспитания в свою очередь делятся на:

  • привитие элементарных гигиенических навыков и правила поведения;
  • закаливание организма ребенка;
  • устранение раздражающих воздействий на эрогенные зоны; избегать неудобной и тесной одежды;
  • предупреждение или своевременное устранение глистных заболеваний;

Дальнейшему правильному развитию ребенка способствуют сформированные у него чувства ответственности, долга, любовь и уважение к людям.

Основные положения для проведения полового воспитания:

  1. Влияние и сила примера - могучий воспитательный фактор (забота, уважение и любовь между родителями воспринимается как серьезные и красивые отношения между мужчиной и женщиной).
  2. Воспитание у ребенка чувства любви (симпатии к окружающим, товарищам, чуткости и любви к братьям, сестрам);
  3. Правильный режим в семье (безделье, скука способствуют беспорядочным встречам, бесцельному времяпрепровождению);
  4. Нормальная загруженность ребенка (он должен иметь в семье свои обязанности, выполнять свою нагрузку и нести ответственность, что отвлекает от психического и физического ничегонеделания);
  5. Организация физического воспитания (коньки, лыжи, гимнастика и т. д.). Эти положения направлены на формирование воли, характера, психической и физической закалке организма, оказывая прямое влияние на половую сферу, на половое воспитание;
  6. Использование всех средств воспитания с помощью литературы, кино, театра и других видов искусства;
  7. Ликвидация причин, вызывающих раздражение половой сферы: неопрятное содержание тела, совместный сон с родителями, битье по ягодицам, порнографические фотографии, нередко вызывающие эротические окрашенные сновидения.

Принципы полового воспитания вытекают из общих принципов воспитательной работы: оно проводится как составная часть общего комплекса учебно-воспитательных мероприятий в семье, дошкольных учреждениях, школе, молодежных организациях и т. д.

На основе единого подхода со стороны родителей, медицинских работников; имеет дифференцированный в соответствии с полом, возрастом и степенью подготовленности ребенка (родителей) и поэтапный (преемственный) характер; подразумевает сочетание с благоприятной нравственной атмосферой и гигиеническими условиями. 

Анатомо-физиологические особенности развития девочек и мальчиков.

1.Физиологические изменения у девочек

У девочек процесс полового созревания начинается приблизительно на 2 года раньше и длится в течение более короткого времени (3–4 года), чем у мальчиков (4–5 лет).

В этот промежуток происходит половое созревание ребенка, которое сопряжено с ускоренным физическим развитием, которое призвано подготовить его к взрослой жизни и нагрузкам. Также окончательное развитие в этот период получают все внутренние органы и системы.

В этот промежуток происходит половое созревание ребенка, которое сопряжено с ускоренным физическим развитием, которое призвано подготовить его к взрослой жизни и нагрузкам. Также окончательное развитие в этот период получают все внутренние органы и системы.

2.Физиологические  изменения у мальчиков

Половое созревание ребенка призвано подготовить его к взрослой жизни и нагрузкам. Также окончательное развитие в этот период получают все внутренние органы и системы.

У мальчиков начало, и скорость полового созревания колеблются в довольно широких пределах. Чаще начало полового созревания приходится на 12–14 лет.

Физиологические изменения:

– в 10–13 лет отмечается первые признаки взросления, меняется характер, появляется скрытность, большая стеснительность по отношению к родителям и сверстницам;

– в 13–14 лет начинается деформация голоса, появляются волосы в подмышечной области, на верхней губе, происходит развитие мускулатуры. Этот возраст считается периодом выраженного увеличения сексуальных желаний и сексуальной энергии, особенно у мальчиков.

С фазами биологического созревания у подростков совпадают фазы развития интересов. С одной стороны, теряется интерес к вещам, которые его интересовали раньше (презрительное отношение к детским забавам, «россказням» и т. д.). При этом не утрачиваются ни навыки, ни сложившиеся механизмы поведения. С другой стороны, возникают новые интересы: новые книги, в основном, эротического характера, острый сексуальный интерес.

Во время смены интересов есть момент, когда, кажется, что у подростка вообще отсутствует, какой бы то ни было интерес. Эта разрушительная, опустошительная фаза расставания с детством и дала повод Л. Толстому назвать период «пустыней отрочества».

В целом за последние несколько десятилетий развитие и созревание детей проходит намного быстрее. Все мы знакомы с термином «акселерация», что означает «ускорение». Акселерация, в первую очередь отразилась на физическом развитии: увеличился рост, масса тела подростков, раньше стало наступать половое созревание. Причины этих явлений до конца не изучены. Учёные склоняются к мысли о том, что улучшилось питание учащихся, увеличились различные раздражители во внешней среде, включая ионизирующие излучения и многое другое.

С 13-14 лет мальчишки становятся очень влюбчивыми. В отличие от девочек они более склонны к сексуальным фантазиям. И здесь надо активно пропагандировать о правильном отношении к девочкам, девушкам, женщинам. Это отношение закладывается в детстве, поддерживается и формируется всю жизнь, огромная роль здесь отводится личному примеру отца. Если юноша не приучен с детства относиться с уважением к женщинам, если он может позволить в их присутствии нецензурные выражения, если не чувствует себя виноватым, вступая с ними в разговор, он невоспитан, и тогда сексуальные отношения для него никогда не станут чем-то светлым.

Простые правила, которыми следует руководствоваться, обсуждая вопросы пола с детьми:

  • Постарайтесь вести беседу в самой естественной манере.
  • Избегайте длинных поучительных лекций по половым вопросам.
  • Позаботьтесь, чтобы ваш рассказ не ограничивался одними биологическими фактами - ребенку захочется узнать о вашем к ним отношении, переживаниях и решениях. Даже дети дошкольного возраста должны знать, как обезопасить себя от сексуального насилия. Вы должны научить ребенка говорить «нет» взрослым.
  • Беседы о приближающемся половом созревании следует начать прежде, чем ребенок достигнет подросткового возраста.
  • Не пренебрегайте обсуждением гомосексуальности и проституции. Дети узнают об этих явлениях из телепередач или прочитают о них.
  • Расскажите, ничего не скрывая, о СПИДе и других болезнях, передаваемых половым путем.
  • Постарайтесь, чтобы ребенок не испытывал смущения, задавая вам вопросы на половые темы.
  • Если вы не можете ответить на вопрос ребенка, не бойтесь признаться в этом.

Очень хорошо, если после вашего разговора у него появятся новые вопросы.

Выводы:

Половое воспитание – это часть общего воспитания человека. Проблема полового воспитания является одной из наиболее актуальных в общем контексте основных направлений воспитательно-образовательной работы. Специфика процесса социализации ребенка позволяет считать правомерной работу по половому воспитанию уже в дошкольном возрасте, требует продолжение и на других этапах развития ребенка. Роль полового воспитания повышается по достижении ребенком подросткового возраста, центральным моментом которого является половое созревание. В задачи полового воспитания на этом этапе входит правильное реагирование на особенности поведения, связанные с полом, подготовка мальчиков к поллюциям, а девочек - к менструациям. Период полового созревания связан также с формированием эротических чувств, сексуальной потребности, половой самооценки. Важно в подростковом возрасте не допустить у детей эмоциональных срывов, психических травм, которые могут оставить глубокий след на всю жизнь. В половом воспитании используются общие принципы воспитательной работы. Оно должно быть составной частью учебно-воспитательных мер, осуществляемых в семье, дошкольном учреждении, школе, и проводиться с учетом пола, возраста, степени подготовленности детей, а также с соблюдением преемственности в процессе воспитания. Обязательное условие его эффективности - единый подход родителей, медработников, педагогов, воспитателей.

Статья подготовлена на  основе материала  врача-гинеколога И.В.Ермаковой КГБУЗ «Красноярский краевой клинический центр охраны материнства и детства», фото из свободных источников.