Как избежать плоскостопия

Плоскостопие относится к таким заболеваниям, которые именно из-за кажущейся нам своей несерьезности имеют все шансы беспрепятственно прогрессировать, провоцируя не только дальнейшую деформацию стопы, но и серьезные проблемы всего скелета. Все это сопровождается болями, мешает двигаться, мешает жить, в конце концов!

Строение и функции стопы

Человеческая стопа устроена в виде упругого подвижного свода, вернее – сочетания продольного и поперечного свода. Это жизненно необходимо для homo sapiens именно потому, что homo (человек) не только sapiens (разумный), но и erectus, то есть прямоходящий. Ведь ни у одного животного на конечности не приходится такой нагрузки, как на человеческие две стопы, которые должны обеспечить нам и равновесие и амортизацию от тряски при ходьбе. Удерживают своды стопы в их правильном положении, помогая им пружинить при ходьбе кости, мышцы, связки и сухожилия. А для чего нам нужна эта пружинистость? Дело в том, что при каждом ударе стопы об землю вверх по телу распространяется ударная волна, которую как раз гасит пружинящий свод стоп. Если эта функция отсутствует, то каждый удар пятки о землю распространяется на весь скелет, нанося ему микротравмы и смещения, и отдается ни много ни мало в головном мозге. Если стопа не пружинит, ось нашего прямохождения чуть меняется. И этого вполне достаточно, чтобы тряску при ходьбе компенсировал позвоночник, а также голеностопные, коленные и тазобедренные суставы ног. Такое агрессивное вибрационное воздействие быстро выводит их из строя, и к плоскостопию вскоре присоединяются серьезные заболевания опорно-двигательного аппарата.

Плоскостопие как таковое

При плоскостопии вследствие ослабления мышечно-связочного аппарата стопы, ее своды уплощаются, стопа оседает (становится в буквальном смысле «плоской»), и теряются амортизирующие рессорные функции. Причем уплощение может произойти и с продольным сводом стопы – «продольное плоскостопие», и с поперечным – соответственно «поперечное». Сочетание же поперечного и продольного плоскостопия называют «комбинированным плоскостопием».

Виды плоскостопия

Плоскостопие, врожденное или спровоцированное какими-нибудь заболеваниями, встречается всего лишь в 18% случаев, а 82% – это приобретенное изменение формы стопы (т.н. статическое плоскостопие). Возникает оно вследствие слабости мышц и связочного аппарата голени и стопы и развивается при нашей непосредственной помощи или же, если речь о детском плоскостопии – при попустительстве родителей.

Статическое плоскостопие может развиться если:

  • человек имеет наследственную слабость связочно-мышечного аппарата стопы
  • мало двигается, не тренирует стопы
  • имеет «сидячую» профессию
  • весит намного больше нормы
  • чрезмерно нагружает свои ноги (стоячая профессия, постоянное ношение высоких каблуков)
  • носит неудобную, неподходящую своим стопам обувь
  • в некоторых случаях беременность, особенно при сильном наборе веса, способствует плоскостопию
  • детское плоскостопие развивается чаще всего при ношении плохой обуви – без жесткой пятки, супинатора или же уже ношенной, а значит – деформированной.

Другие виды плоскостопия связаны, как уже было сказано в основном с заболеваниями и травмами:

  • врожденное плоскостопие – следствие внутриутробных пороков развития плода
  • паралитическое – после перенесенного полиомиелита
  • рахитическое – после перенесенного рахита
  • травматическое – после переломов костей стопы или повреждений мышц и связок

Симптомы плоскостопия

Конечно, наилучшими результаты лечения будут, если не пропустить первых же симптомов заболевания. Хотя полное излечение от плоскостопия возможно только в детстве, врач все же может обеспечить торможение процесса распространения заболевания на другие суставы и снятие болевого синдрома. В любом случае, следует обратиться к хирургу если:

  • После долгой ходьбы или просто к концу дня болят стопы – это первый симптом наиболее ранней стадии заболевания, который возникает при ослаблении связочного аппарата стопы.
  • К чувству усталости, «гудения» в ногах присоединяется боль при надавливании на стопу, к вечеру нога может отекать, а обувь слегка стоптана внутрь – все это присуще стопе при I стадии плоскостопия, которое является пока либо поперечным, либо продольным.
  • II стадия – это уже комбинированное плоскостопие, когда стопа полностью распластана, в связи, с чем боли в стопе становятся сильными и постоянными, причем боль иррадирует выше – вплоть до коленного сустава, походка становится затрудненной и тяжелой, вы вынуждены покупать обувь на размер больше, а каблуки не можете носить совсем.
  • Резкая боль в стопе, постоянные отеки стопы и голени, ломота в коленях, тазобедренных суставах и пояснице, частые головные боли – всё это проявления III стадии плоскостопия, когда стопа уже сильно деформирована. Вы практически не можете быстро ходить, а тем более заниматься спортом, и даже обычная ходьба дается вам с трудом. На этой стадии к плоскостопию присоединяется артроз, остеохондроз, искривления пальцев стопы, нарушения осанки, что значительно затрудняет лечение.

Лечение

Лечение зависит от стадии заболевания. Оно всегда комплексное, направленное и на снятие боли, и на укрепление связок и мышц стопы, что как раз позволит приостановить процесс распространения патологии вверх. Больной принимает обезболивающие препараты и физиотерапевтические процедуры, а одновременно с этим выполняет специальную лечебную гимнастику, которая назначается ему с учетом его возраста, стадии заболевания, индивидуальных особенностей стопы. Полезен также массаж голеней и стоп, ванночки для ног, санаторное лечение. При ранних стадиях заболевания часть проблемы при ходьбе позволяют решить специальные ортопедические стельки, которые восполняют недостающую амортизирующую функцию стопы. При запущенной же стадии, увы, назначается уже ортопедическая обувь. Хирургические методы лечения используются нечасто – лишь при такой сильной деформации стопы (когда уже искривлены все пальцы), невыносимых болях и невозможности подобрать обувь.

Профилактика плоскостопия

  • Правильно подбирайте обувь детям. Детская обувь должна быть новой, кожаной, с супинатором и поддерживаемой пяткой.
  • Правильно подбирайте обувь себе, учитывая архитектуру стопы, которая у каждого человека индивидуальна. Существует условно римская, греческая и египетская стопа. У греческой стопы второй палец (а иногда и третий) длиннее, чем первый, у римской – первый и второй пальцы одинаковые, у египетской же – второй палец короче первого. Если человек с греческой стопой выберет себе узконосые туфли на каблуке, второй и третий палец внутри такой обуви будут вынуждены согнуться и искривиться, что быстро ведет к устойчивой контрактуре, к мозолям на тыльной поверхности пальцев, далее последует плоскостопие. Лишь людям с египетской стопой подходит узконосая обувь, да и то условно, для всех других типов стопы она категорически противопоказана! Не стоит подолгу носить и чересчур широкую свободную обувь (угги, балетки, вьетнамки).
  • Особо выделим ношение высокого каблука. Если взять деформации и заболевания стоп у мужчин и у женщин, соответствие будет не в пользу женщин в пропорции чуть ли не 1 к 20. Почему? Именно из-за высоких каблуков. При ношении каблука длительная непосильная нагрузка приходится на головки плюсневых костей, что ведет к деформации стопы. Оптимальная высота каблука должна быть 2-4 см. Если вы любите высокий каблук, то хотя бы чередуйте его с обычной обувью.
  • Людям «стоячих» профессий следует на всякий случай носить супинатор – он поможет убрать часть нагрузки на свод стопы
  • Всем обязательно заниматься спортом или просто больше активно двигаться. Бег, прыжки, ходьба в хорошей спортивной обуви помогут сохранить мышечный и связочный аппарат стопы в хорошем тонусе.
  • Старайтесь ходить как можно чаще босиком по неровной поверхности – это стимулирует связки и мышцы стопы.

Режим дня первоклассника

Жизнь современного школьника легкой не назовешь. Помимо изучения объемной школьной программы многие ребята посещают кружки и секции, курсы иностранных языков, а кто-то вынужден заниматься с репетитором. Как же организовать распорядок дня школьника, чтоб у него оставалось время для отдыха и полноценного сна?

Для того чтоб без спешки успеть собраться в школу, ребенок должен просыпаться утром не позднее 7 часов. Давно признано, что после утреннего подъема детям полезно сделать зарядку, хотя бы десятиминутную. А оптимальное время для утренней зарядки – 20-25 минут. При подборе упражнений неплохо бы посоветоваться с врачом или учителем физкультуры, чтоб делать зарядку с учетом возраста ребенка и его индивидуальных особенностей. После зарядки, если позволяет время, ребенку следует принять душ, ну а если до отправления в школу времени осталось немного, то можно ограничиться умыванием и другими гигиеническими процедурами. 

Обязательно, просто обязательно, перед уходом в школу ребенок должен позавтракать. При этом нельзя ограничиться, к примеру, йогуртом. Завтрак школьника должен быть горячим и сытным, что позволит ученику хорошо себя чувствовать на первых школьных уроках. После третьего-четвертого урока в школе будет второй завтрак, от которого также не нужно отказываться.

Обедают школьники, как правило, дома после возвращения из школы. Обед должен приходиться примерно на 13 часов, максимум на 14 часов (для старших школьников). Неправильно поступают некоторые родители, заставляя детей садиться за выполнение домашнего задания сразу же после обеда. В таком случае ребята не успевают отдохнуть после учебных занятий в школе, и времени на выполнение домашней работы им потребуется больше, а качество снизится. 

Оптимальным вариантом после обеда будет прогулка на свежем воздухе, или же помощь родителям по хозяйству (но тогда прогулка обязательно должна быть вечером). Далее у школьника есть время на посещение кружков и спортивных секций. Полдник должен приходиться примерно на 16 часов дня, и после него наступает самое оптимальное время для выполнения домашнего задания, поскольку с 16 до 18 часов в организме человека наступает период повышения работоспособности. На выполнение домашней работы младшие школьники, как правило, тратят не более полутора часов в день, а более старшие ребята – не более трех часов. 

Режим дня ученика, занимающегося во вторую смену, будет отличаться от рассмотренного выше. После завтрака наступает время для выполнения домашнего задания, а после второго завтрака дети могут помочь родителям по хозяйству либо отправиться на занятия в секции и кружки.

После ужина у школьника наступает время для спокойных занятий, таких как, чтение книг, просмотр фильмов (но только не «ужастиков»!), рисование, а также для приема душа и других гигиенических процедур. Ложится спать школьникам младшего и среднего возраста нужно не позднее 21 часа, а старшим ребятам – не позднее 22 часов. И тогда утром следующего дня ребенок проснется в бодром настроении и с хорошим самочувствием.

 Врач педиатр высшей категории А.В. Климова

Как подготовить ребенка к школе?

Если вы решили до школы воспитывать малыша самостоятельно, не пользуясь услугами няни или воспитателя детского сада, тогда вам пригодятся советы специалистов о том, как подготовить ребенка к школе в домашних условиях. Так как вопрос этот очень важный, рассмотреть предлагаю все нюансы, начиная с того, когда должна начинаться подготовка к школе, и заканчивая тем, как подготовить ребенка к школе психологически.

Содержание: 

  1. Когда начинать подготовку ребенка к школе?
  2. Как подготовить ребенка к школе в домашних условиях?
  3. Что должна включать подготовка к школе?
  4. Подготовка к школе: расписание занятий
  5. Как подготовить ребенка к школе психологически? 

Когда начинать подготовку ребенка к школе?

Итак, вопрос первый: когда лучше всего начинать обучение ребенка и подготовку его непосредственно к школе? Наиболее благоприятный для этого возраст – это 3,5-4 года. 

Если Вы думаете, что это рано – то очень ошибаетесь. Начинать активно учить ребенка читать и считать в игровой манере нужно уже с 3-х лет.

Психологи считают возраст 3-х лет кризисным в отношении развития ребенка. Именно в это время Ваше чадо окончательно формируется как личность. Безусловно, малыш еще очень многого не умеет, а, следовательно, заниматься полноценным обучением в этом возрасте пока рановато. Зато Ваша трехлетняя кроха уже вовсю познает мир и осознанно заявляет о собственном «Я». Данный период развития маленького человечка носит вполне соответствующее название - «возраст почемучки». Детки, уже научившиеся разговаривать, начинают с большой активностью познавать окружающий мир и впитывают в себя все как губка. 

Очень важно этот этап развития малыша не пропустить, ведь именно начиная с трехлетнего возраста, происходит формирование задатков логического и пространственного мышления. 

Кроме логического и пространственного мышления у ребенка в трехлетнем возрасте активизируется память. Ребенку очень важно запомнить непременно все ответы, которые он получил на свои вопросы. Именно поэтому малыш может многократно и неустанно спрашивать одно и то же у родителей. Он учится, он познает, он запоминает. Все что требуется от Вас - это только помочь своей крохе в этом.

Кроме того важно, чтобы процесс подготовки был непрерывным и доставлял малышу удовольствие. Упрёки и наказания непозволительны!

Как подготовить ребенка к школе в домашних условиях?

Для начала составьте план, которому вы с малышом будете следовать все последующее время, вплоть до поступления в школу, и обязательно расписание занятий. Для того, чтобы ваши «уроки» с малышом имели системный характер, нужно распланировать темы занятий, по одной на каждое из них. 

В день может быть не больше 2-3, так называемых, «уроков», в первый год подготовки по 15 минут обучения с перерывами между занятиями не меньше 20 минут, но и не дольше получаса. Занятия проводить рекомендуется компактно, в утреннее время, сразу после завтрака, собственно так же, как это происходит в школе. Ребенок должен успеть привыкнуть к графику.

Лет с четырех у ребёнка уже должно быть свое оборудованное место для занятий - письменный столик, где будут находиться его книжки для чтения, тетрадки, альбом, краски и карандаши для рисования, линейки и ручки. Важно, чтобы это место всегда содержалось в порядке самим ребёнком, как самое «настоящее» его рабочее место.

Что должна включать подготовка к школе?

Уроки чтения. Первым уроком рекомендую планировать чтение - чем малыш быстрее выучит буквы и слоги, научится читать, тем пойдёт успешнее весь процесс, как подготовить ребенка к школе. Изучать буквы лучше начинать в алфавитном порядке, и начинать первые уроки с чтения коротких сказок, может быть отрывков из веселых потешек и детских рассказов. 

Предложите малышу найти в тексте буквы, которые он знает, ту, которую вы изучили в начале урока. Прочитайте вслух небольшой текст и задайте ребенку вопросы о том, что Вы прочитали. Попросите рассказать Вам о чем, этот рассказ, задайте 2-3 вопроса, требующих коротких ответов. О том, как быстро научить ребенка читать, читайте в статьях: «Как научить ребенка читать по слогам?» и «В каком возрасте начинать учить читать ребенка? И как научить читать малыша, легко и играючи?».

Через 15 минут ровно заканчивайте занятие, предложив ребёнку поиграть в какую-нибудь подвижную игру. Рекомендуется, чтобы первый перерыв между «уроками» был не дольше 20 минут.

Вторым по расписанию можно поставить либо «урок» математики, либо «урок» правописания, а если вы с малышом занимаетесь уже давно, то и иностранного языка. 

Уроки правописания. Что касается правописания букв, то начинать лучше также в алфавитном порядке, изучая именно ту букву на занятии, которую вы изучали на уроке чтения. Так усвоение материала проходить будет гораздо успешнее. Начиная уже со второй буквы алфавита, изученной ребенком, можно начинать тренироваться в чтении простых слогов и даже коротких слов. И пробовать их писать на «уроках» правописания. Данный способ возможно и не совсем традиционен, однако смею заверить Вас, эффективен не менее. Если подготовка к школе будет регулярной и активной, то уже к 5 годам Ваш малыш будет хорошо читать и писать, так, как редкий первоклассник может.

Не нужно сразу стремиться научить писать ребенка прописными буквами, научите сначала писать печатными, - это к тому же и освоение навыков чтения облегчит. Но уже со следующего года обучения нужно переходить к прописным буквам. В это время не забывайте следить, чтобы ребенок «видел» в тетради для письма линейки и в тетради для математики клеточки, сразу приучайте его к аккуратности, выполняя ваши задания. 

Уроки математики. Начинать учить считать малыша нужно с мелких игрушек, конфет, членов семьи, счётных палочек. В первом году обучения рекомендую оперировать исключительно целыми числами, математические задачки представлять исключительно на наглядном материале, к примеру, игрушках. 

Можно изучать числа парами: 1 и 2, и так далее. На уроке каждую пару малыш должен прописать и запомнить. О том, как подготовить ребенка к школе, научив именно считать, а, не просто заучить названия цифр, подробнее можете прочитать в статье: «Как научить ребенка считать? Растим юного гения». На следующий день занятий 5 минут нужно будет выделить для повторения материала, а потом уже изучать следующую цифру. То же касается и других уроков – сначала повторите уже пройденное, а затем продолжайте обучение.

Геометрические формы начинать изучать лучше, например, с печения различной формы, и переходить постепенно к их начертанию в тетрадке с помощью линейки и треугольника. 

Но сначала лучше закончить изучение чисел от 1 до 10, а уже после перемежать в течение недели занятия математикой и геометрией.

Уроки изобразительного творчества. На уроках рисования, аппликации и лепки продолжайте закреплять изученное. Воспользуйтесь специальными детскими раскрасками с буквами и цифрами. Рисуйте геометрические формы, пройденные на уроке, предлагая ребёнку предварительно определить, что солнце или яблоко, например, похоже на круг, дом – на квадрат, как и его окна, а крыша похожа на треугольник. 

Обязательно учите ребёнка использовать краски так, чтобы они в процессе не сливались в единую бурую массу, учите заштриховывать рисунок в одном направлении, и прочим мелким нюансам.

Уроки иностранного языка. Изучение иностранного языка следует начинать с красочных иллюстраций. Подготовить ребенка к школе самостоятельно в плане иностранного языка, возможно, только тому, который Вы сами изучали. Иначе придется нанимать педагога. Кстати, такие уроки будут полезны и Вам и Вашему малышу помогут в дальнейшем. 

Все 15 минут урока разговаривайте с ребенком исключительно на иностранном языке, обязательно сопровождайте все свои слова соответствующими действиями. Данная форма обучения иностранному языку является наиболее эффективной в дошкольном и даже в школьном возрасте. По окончанию урока закрепите материал демонстрацией мультфильма на иностранном языке или отрывка из него минуты на 3-4.

Подготовка к школе: расписание занятий

Процесс обучения и подготовка к школе должны быть не только умственные, но и физические. Речь идет о способности к усидчивости, дисциплине, графику и распорядку жизни, который ожидает его в школе. Поэтому занятия следует проводить в неделю 5 дней подряд, после - 2 дня отдыха. 

Что касается расписания занятий, то рекомендую следующее: 

  1. Понедельник – чтение, правописание; 
  2. Вторник – математика, рисование; 
  3. Среда более загруженная - математика, правописание, аппликация; 
  4. Четверг тоже напряжённый день – чтение, иностранный язык, лепка; 
  5. Пятница, как и в школе, должна быть облегченной в плане учебных нагрузок – чтение, иностранный язык;
  6. Суббота и воскресенье – выходные дни.

С 5 лет заниматься математикой, иностранным языком нужно увеличивать до 20 минут, остальные предметы - до 25 минут. А перерывы при этом, напротив, должны сокращаться - между занятиями 20 минут максимум. Так Ваш малыш не будет иметь проблем в школе с усвоением нового материала, и его организм не будет переживать стресса в перестройке к школьному периоду своей жизни.

Попробуйте подготовить ребенка к школе самостоятельно, таким методом и, будьте уверенны - успех Вашей крохе обеспечен! 

Как подготовить ребенка к школе психологически?

Многие родители ошибочно считают, что подготовка к школе ограничивается умением читать, писать и считать. Но это, на самом деле, – лишь верхушка айсберга. Подготовка к школе – вопрос гораздо более обширный и сложный. 

В теории ни писать, ни читать, ни тем более задачки решать ребенок не должен уметь. В любом случае, обычная школа обязана принять ребенка и научить его этому. Но на практике, лучше, если все это он уже будет уметь, иначе малышу будет трудно угнаться за учебным темпом, он будет отставать от подготовленных «продвинутых» сверстников и чувствовать себя неуютно среди одноклассников. 

Чтобы помочь малышу не ощущать себя неумехой и «белой вороной», родителям следует отнестись ответственно к тому, как подготовить ребенка к школе. Основные моменты, которые необходимо учесть при подготовке малыша, это следующие:

  1. развитие общего кругозора (наилучший способ расширить горизонт познаний – это беседы с ребенком «о жизни», совместное чтение книжек и обсуждение их событий);
  2. изучение цифр и букв, цветов и геометрических фигур, понятий право/лево, маленький /большой, узкий /широкий и прочее;
  3. по возможности – умение читать (достаточно по слогам хотя бы) и считать (достаточно в пределах 10);
  4. в обязательном порядке развитие мелкой моторики, проще говоря, ребенку необходимы занятия, развивающие ловкость кистей и пальчиков. Необходимость этого объясняется и в развитии умения писать, и развитии речи (в структуре мозга ребенка оба этих центра плотно «сцеплены»). Чтобы развивать моторику ребенку нужно побольше лепить, рисовать, работать с конструктором, обращаться с мелкими предметами, такие, например, как бусинки, монетки, спички, зубочистки. Из этих предметов можно делать бусы, фенички, выкладывать картины, создавать аппликации – все это развивает, кроме прочего, еще и внимание, и усидчивость ребенка;
  5. тренировка памяти. Отлично подойдет заучивание стишков и текстов песен (помимо развития памяти, это даст возможность блеснуть на утреннике вашему малышу);
  6. умение анализировать, классифицировать. Это звучит сложно - причинно-следственные связи, - но на самом деле подразумевает, что ребенок может пересказать прочитанную историю сам, структурировать ее, выявить, что и в какой последовательности произошло, умеет собрать целое из частей картинки, разложить предметы по какому-то определенному признаку, например, по цветам, размерам или принадлежности (еда, игрушки, одежда). 

Однако следует понимать, что навыки ребенка и его способности и психическая зрелость – не одно и то же. Кроме того, родители часто забывают, что важны не столько умения, сколько познавательная активность ребенка – жажда знаний, желание узнавать новое. Нередко родители ошибочно воспринимают собственного малыша, как некий «сосуд» для знаний, который нужно наполнить, а не как «факел», который необходимо зажечь. 

А между тем это принципиально разные подходы – если выбран первый, тогда ребенок в процессе «обучения» занимает пассивную позицию, а в школе выясняется, что при довольно широком диапазоне знаний, «вложенных» в него, собственная готовность малыша учиться и желание этого близки к нулю. В первом классе выясняется, что «умный» ребенок, ничего не хочет и не может делать самостоятельно, по собственной инициативе, а весь его многочисленный багаж знаний просто лежит «мертвым грузом», где-то в глубинах мозга… 

Кроме этого, даже хорошо считающий, бегло читающий, рассказывающий стихи страницами, буквально гениальный ребенок, может быть совершенно не готов к школе, если обладает низким уровнем личностной, психологической зрелости и коммуникативной, социальной готовности к общению с людьми. То есть нужно подготовить ребенка к школе психологически.

Помимо запаса знаний, подготовка к школе подразумевает умение ребенком следующего: 

  1. общаться, понимать и применять поведенческие нормы;
  2. не бояться контактировать со сверстниками и взрослыми;
  3. уметь отстаивать собственную позицию словесно, аргументировано;
  4. осознавать смысл обучения в школе, порядок и правила учебы;
  5. уметь подчиняться правилам, понимать, что такое дисциплина;
  6. иметь желание учиться, положительную мотивацию к обучению;
  7. уметь по своей инициативе и целенаправленно работать над заданием, планировать, организовывать свои действия, осознавать их последствия. В качестве примера можно привести сбор своего портфеля в школу и выполнение домашних заданий – это ребенок должен делать самостоятельно, иначе, если с первого класса вы оставите это за собой, то, как подтверждают психологические исследования, с вероятностью 70% данная обязанность, так и останется на родительских плечах до самого выпускного;
  8. иметь позитивное отношение к миру, а главное к самому себе.

Еще одним важным моментом является готовность тела, организма ребенка к школе. В первый год в школе нагрузка на иммунитет будет очень серьезной, поэтому обязательно займитесь и физической подготовкой ребенка, перед поступлением в школу. 

Обязательно проконсультируйтесь с врачом, если у ребенка есть какие-то нарушения здоровья, предпримите загодя меры, чтобы корректировать его состояние и организацию процесса учебы, возможно, Вам придется выбрать какую-то специальную школу для малыша.

Кроме этого, ребенок должен быть готов к учебе и по возрасту: в школы, где происходит углубленное изучение предметов, деток, принимают с 7-8 лет, в обычную школу – с 6,5 лет на 1 сентября. 

Итак, вооруженные этими знаниями, Вы сможете легче осилить дорогу к школе. И никогда не забывайте, что самое главное для ребенка в любом возрасте – это уверенность в собственных силах и в Вашей поддержке. Удачи Вам и Вашему юному гению!

 Врач педиатр высшей категории А.В. Климова