Основы питания школьника

Рекомендации врачей для родителей, педагогов, психологов, школьников.

ОСНОВЫ РАЦИОНАЛЬНОГО ПИТАНИЯ

Цель: Предоставить родителям, педагогам, психологам знания об избыточной массе тела и ожирение у детей.

Задача: Применение родителями, педагогами, психологами полученных знаний об избыточной массе тела и ожирении детей.

Принципы рационального питания:

  1. Питание должно быть максимально разнообразным и включать все основные группы пищевых продуктов: мясо, рыбу, молоко, молочные продукты, яйца, фрукты, овощи, крупы, хлеб, пищевые жиры, сладости;
  2. Энергетическая ценность рациона питания должна соответствовать энерготратам ребенка, критерием чего служит динамика роста и веса;
  3. Оптимизация жирового компонента рациона, заключающаяся в ограничении общего количества жира и снижение квоты насыщенных жиров (сало, говяжий, бараний жир) и повышение доли полиненасыщенных жирных кислот, источником которых являются рыба, растительные масла;
  4. Ограничение поваренной соли, физиологическая потребность в которой составляет не более 5 г.;
  5. Соблюдение сбалансированности полисахаридов (круп, макарон, хлеба) и сахаров (сладостей), включение в рацион неперевариваемых полисахаридов (пищевых волокон), содержащихся в овощах, фруктах, зелени, крупах;
  6. Необходимо шире использовать в рационе разнообразные плоды и овощи, источники витаминов, микроэлементов – капуста, лук, зелень, клюква, шиповник, цитрусовые;
  7. Блюда следует готовить в отварном, тушеном, запеченном виде, избегая обжаривания.

Пищевые волокна:

  1. Уменьшают всасывание углеводов в кишечнике; 
  2. Подавляют всасывание некоторых жирных кислот в кишечнике; 
  3. Стимулируют перистальтику кишечника;
  4. Повышают чувство сытости.

Предпочтительно употребление цельнозерновых продуктов. Цельное зерно — ценный источник белка, сложных углеводов, клетчатки, витаминов группы B и минеральных веществ. К цельнозерновым относятся пшеница, рожь, овес, кукуруза, бурый или коричневый рис, черный (дикий) рис, просо, перловка, бобовые - чечевица, фасоль, нут, горох и другие. 

Помните, что мука высших сортов, из которой производится большая часть хлебобулочных продуктов — это не что иное, как чистый крахмал, выделенный из зерна. 

Целое семейство незаменимых полиненасыщенных жирных кислот, не вырабатываемых человеческим организмом, поступает в него только с пищей. Источником их является рыба, растительные масла. Дефицит полиненасыщенных жирных кислот вызывает различные патологические состояния организма. 

Омега 3-дефицит вызывает: 

  • Снижение остроты зрения;
  • Шелушение, сухость, покраснение, кожи, развитие дерматитов;
  • Замедление роста у детей;
  • Ухудшение способности к обучению;
  • Снижение физической выносливости;
  • Синдром хронической усталости, депрессия;
  • Увеличение количества простудных заболеваний;
  • Увеличение воспалительные процессов, боли в суставах;
  • Повышение уровня ТГ (триглицеридов) и ЛПНП (липопротеидов низкой плотности);
  • Ухудшение функции сердечной мышцы;

Ошибки в питании детей школьного возраста: 

  • Не регулярное, редкое питание с перерывами более 3–4 часов; 
  • Отсутствие домашнего завтрака; 
  • Частое употребление острых блюд, консервированных продуктов, маринадов, копченостей, солений; 
  • Однообразное питание; 
  • Употребление некачественных продуктов при этом этикетки продуктов не изучаются;
  • Малоподвижный образ жизни; 
  • Низкое содержание пищевых волокон (овощей и фруктов) в рационе. 

Черный список продуктов:

  1. Все сладкие напитки;
  2. Все продукты, содержащие маргарин, кондитерский жир;
  3. Плавленый сыр, колбасные изделия, продукты копчения;
  4. Чипсы, фастфуд;
  5. Манная крупа;
  6. Полуфабрикаты;
  7. Майонез, кетчуп;
  8. Наваристые бульоны.

Рекомендуемые типовые режимы питания для школьников схематично можно представить так: 

Для учащихся I смены: 

7:00–7:15 – завтрак дома;

11:00–12:00 – горячий завтрак в школе;

14:30-15:30 – обед дома (или в школе для учащихся групп продленного дня);

19:30-20:00 - ужин дома.

Для учащихся II смены: 

8:00–8:30 – завтрак;

12:30–13:00 – обед дома (перед уходом в школу);

16:00-16:30 - горячее питание в школе;

19:30-20:00 - ужин дома.

Распределение продуктов и калорийности пищи в течение суток: 

завтрак – 25%, 

обед – 35-40%, 

горячее питание в школе – 10-15%,

ужин – 25%. 

Калорийность рациона школьника должна быть следующей: 

7-10 лет – 2400 ккал, 

14-17лет – 2600 ккал. 

Очень важно обеспечить разнообразие рациона школьника, следить за тем, чтобы одни и те же блюда не повторялись в течение дня, а в течение недели не более 2-3 раз. 

Сегодня меньше пяти процентов учащихся младших классов могут считаться абсолютно здоровыми. При этом самочувствие школьников стремительно ухудшается. Этому способствует значительное увеличение нагрузки на детей в школе и дома: физической, интеллектуальной, психоэмоциональной. При этом дети мало бывают на свежем воздухе, недостаточно двигаются и спят. Наблюдения показали, что дети, получающие горячее питание в условиях школы, меньше устают, у них на более длительный срок сохраняется высокий уровень работоспособности и выше успеваемость. В связи с этим в задачу медицинского и педагогического персонала школы входит добиваться 100% охвата школьников горячими завтраками и обедами.

Обязательно ли детям есть первые блюда? 

Употребление только второго блюда не вызывает достаточного отделения желудочного сока, пища долгое время задерживается в пищеварительном канале, подвергается брожению, раздражает слизистую оболочку. С течением времени такое неправильное питание приводит к болезненным изменениям в аппарате пищеварения. Кроме того следует приучать ребенка в школьной столовой есть, не спеша, хорошо пережевывая пищу и не занимаясь во время еды посторонними делами. 

По каким признакам можно определить, что ребенок стал питаться более правильно? 

Главными непосредственными проявлениями эффекта дополненного питания являются улучшение настроения и повышение активности детей, исчезновение жалоб на утомляемость и головные боли, повышение внимания, памяти и успеваемости в школе, снижение уровня конфликтности в поведении. 

Правильная организация питания школьников поможет в решении очень многих проблем, возникающих именно в подростковый период.

В подростковом периоде особенно важно обеспечить организм всеми ресурсами не только для роста и развития, но также для всевозрастающих нагрузок в школе и полового созревания. 

При организации питания в школах следует иметь в виду основные медико-биологические требования: 

  • школьный рацион подростка должен состоять из завтрака и обеда и обеспечивать 25% и 35% суточной потребности соответственно;
  • по содержанию белков, жиров, углеводов, витаминов, минеральных солей и микроэлементов завтрак и обед в сумме должны обеспечивать 55-60% рекомендуемых суточных физиологических норм потребности.

Школьное питание должно быть щадящим как по способу приготовления (ограничение жареных блюд), так и по своему химическому составу (ограничение синтетических пищевых добавок, соли, специй и др.). 

К сожалению, выполнение всех требований к питанию детей и подростков современной школой не представляется возможным. Кроме того, невозможно учесть индивидуальные особенности каждого подростка. Поэтому многое в этом направлении должны сделать сами дети и их родители. 

Выводы: 

Рациональное питание – залог здоровья и фактор во многом определяющий активное долголетие.

Питание школьника зачастую не соответствует правилам рационального питания, в связи, с чем заслуживает особого контроля со стороны родителей и коррекции с организацией горячего питания в школе со стороны директора школы.

 

Материал предоставлен КГБУЗ «Красноярский краевой Центр медицинской профилактики».

Статья подготовлена докторами-педагогами КГМУ им. профессора

В.Ф. Войно-Ясенецкого: Е.А. Демко, А.В. Гордиец, О.В. Цимбаловой.

Фото из открытых источников и личного архива детской поликлиники КГБУЗ «Кежемская РБ».

Стоп, грипп!

В поддержку Всероссийской Акции «Стоп ВИЧ/СПИД!»

История. Много лет назад в нескольких городах Америки врачи заметили, что к ним стали обращаться больные, которым они не могли поставить точный диагноз. Врачи лечили их, но обычные лекарства не помогали, и люди начали умирать.

Врачи и учёные задумались, что за болезнь у этих людей? Почему они не могут сопротивляться болезни? Началось изучение этого заболевания.

В 1983 году французский профессор Люк Монтанье доказал, что причина болезни этих людей – ВИРУС! Люк Монтанье назвал его ВИЧ- Вирус Иммунодефицита Человека. Он доказал, что именно этот вирус делает организм человека беззащитным перед любыми заболеваниями.

Биология. Звери, птицы, рыбы, растения, водоросли, грибы, бактерии и вирусы – это всё формы жизни на нашей планете. Все они разные  по виду, по свойствам и по размеру. 

Самой маленькой, отдельной формой жизни, которая не похожа на другие, являются ВИРУСЫ.

Они настолько малы, что видны только в электронный микроскоп, который увеличивает их в миллион раз! Вирусы меньше клетки организма человека, но коварнее их нет!

ВСЕ ВИРУСЫ – ПАРАЗИТЫ и их жизнедеятельность протекает в организме. Вирусы могут жить и паразитировать за счет растения, животного или человека.

Анатомия. Организм человека очень сложен, в нём каждый орган и каждая клетка выполняют определённые функции. Желудок и кишечник переваривают пищу, снабжая организм питательными веществами. Кости и мышцы позволяют двигаться.

Важно, чтобы все органы и системы организма имели защиту. А вдруг в организм человека попадут вредоносные микробы?

У человека есть уникальная защитная система – ИММУНИТЕТ.

Это специальные клетки в крови человека – лимфоциты (их можно назвать «солдатами», «защитниками»). Именно они борются со всеми микробами и обезвреживают и

Меры профилактики и защиты:

Специфических средств профилактики ВИЧ-инфекции в настоящее время в мире не существует. Поэтому защита от этой страшной болезни зависит от образа жизни и поведения самого человека.

Главным условием предупреждения заражения является нравственная чистота и верность избранному спутнику жизни.

Везде и всегда пользоваться только личными предметами гигиены (зубные щётки, бритвы, ножницы).

Требовать применения стерильного инструмента при обслуживании в различных учреждениях и организациях.

Избегать случайных половых связей; при их возникновении пользоваться презервативом.

Не иметь половых связей с людьми, употребляющими наркотики.

Никогда не употреблять наркотические вещества.

К сожалению, человечеству, вероятно, не скоро удастся избавиться от ВИЧ-инфекции. Поэтому советуем вам не прекращать бесед с ребёнком о ней.

Пусть для вас и вашего ребёнка не будет запретных тем для разговора. И не читайте подростку нотаций!  Тогда он с большей охотой будет обращаться к вам за советом при возникновении каких-либо проблем.

Статья подготовлена с использованием материала и фото из открытых источников информации.

«Наша столовая лучше всех!»

«Решая проблемы качественного и полноценного питания в образовательном учреждении, можно рассчитывать на укрепление здоровья детей в период обучения и формирование навыков здорового образа жизни».

Президент Российской Федерации В.В. Путин

В целях  совершенствования организации питания в детских дошкольных  и  школьных  образовательных  учреждениях  медицинскими  работниками районной  детской  поликлиники совместно с  руководителями  детских  дошкольных, школьных  образовательных учреждений  проводится  многоплановая  работа.

Целью, которой является: достижение создания  условий, способствующих укреплению здоровья, формированию навыков правильного питания, поиск новых форм работы с детьми, увеличение охвата обучающихся в  школах  горячим питанием.

Сегодня на страницах сайта районной больницы мы расскажем вам об  условиях питания в городских школах, где  работают  наши медицинские работники:

  • школа №2 Татьяна Михайловна Сигуа
  • школа №3 Светлана Анатольевна Кочегарова
  • школа №4 Ольга Викторовна Дедова

Азбука для родителей

«Будь родители требовательны к себе так же, как к детям, суди они себя так же, как детей, было бы гораздо меньше трагедий детства»

Жорж Сименон

Учим ребенка правилам безопасности с самого раннего возраста. Малыш должен знать свое имя, фамилию, адрес и номер телефона. Будьте терпеливы, обучая детей! Он должен найти в Вашем лице дружелюбного и внимательного учителя. Вероятность травм ребенка снизится, если не пожалеть времени и показать, как выполнять те или иные дела по дому, доступные ему. Грязная, испачканная одежда, которая огорчила чистоплотную маму. За ней иногда кроется тяжелый ушиб живота или повреждение внутренних органов. Дети, опасаясь наказания, порой могут скрыть факт происшедшей травмы или преуменьшить значение происшествия. Поэтому в случае повреждения никогда не нужно торопиться упрекать или тем более наказывать ребенка, необходимо спокойно и доброжелательно разобраться в том, что произошло. Наказывая, подумай: зачем? Наказание не должно вредить здоровью – ни физическому, ни психическому. Более того, наказание должно быть полезным, не так ли? Однако наказывающий забывает подумать…  Если есть сомнения, наказывать или не наказывать, - не наказывайте. Что бы ни случилось, не  лишайте  ребенка  заслуженной похвалы и награды.  Если ребенок считает, что Вы несправедливы, наказание подействует в обратную сторону! Ребенок не должен бояться наказания. Не наказания он должен страшиться, не гнева Вашего, а Вашего огорчения.

«Дозированный опыт» - это когда ребенку дают убедиться, что вода, утюг и головешка обжигают, иголка колется и т.п. Он снижает потери от самостоятельных «проб и ошибок». Если Ваш метод обучения детей безопасному поведению – запрет, то доступно объясняйте ребенку необходимость его соблюдения. Помните, что запретов должно быть не много

Животные могут нанести травму ребенку. Учите детей бережно ухаживать за ними, не дразнить, избегать опасных действий. 

Защищайте своих детей, пока они не повзрослеют достаточно, чтобы овладеть специальными навыками безопасности.  

                                                                                              Врач педиатр А.В. Климова